Свэнко
Цыганский электронный журнал
  О проекте    Новости сайта    Наши друзья    Контакты    English  

Проза. Л.Толстой

Свадьба.Net.Ru

Л.Толстой. Отрывок из драмы «Живой труп».

 

Толстой Лев Николаевич (1828-1910) — великий русский писатель и мыслитель, просветитель, публицист, участник обороны Севастополя и русский дворянин. Идеи Толстого повлияли на таких известных людей XX века, как Махатма Ганди и Мартин Лютер Кинг.

Лев Толстой — автор четырёх романов, получивших признание во всём мире, тринадцати повестей, а также рассказов, сказок для детей и одного философского трактата. В своих произведениях он поднимал множество вопросов, касающихся общества и нравственности.

Любил и ценил цыганское творчество, пытался учить цыганский язык. Дружил с известным цыганским скрипачом, Михаилом Эрденко.

 

Живой труп. Картина вторая (фрагменты).

 

Действующие лица

Федор Васильевич Протасов (Федя).

Офицер у цыган.

Музыкант.

Цыганки: Катя, Гаша

Виктор Михайлович Каренин.

Цыганка.

1-й цыган.

2-й цыган.

Маша, цыганка.

Иван Макарович старый цыган, отец Маши.

Настасья Ивановна, старая цыганка, мать Маши.

Приятели Феди: Михаил Андреевич, Афремов.

 

 

Явление первое.

 

Комната у цыган. Хор поет «Канавелу». Федя лежит на диване ничком, без сюртука. Афремов на стуле верхом против запевалы. Офицер у стола, на котором стоит шампанское и стаканы. Тут же музыкант записывает.

 

Здесь и далее снимки, сделанные на съёмках фильма "Живой труп" (1952 г.) В создании картины принимали участие цыганские артисты ленинградской эстрады, многие из которых были выходцами из хоровых семей Петербурга. Быт и репертуар дореволюционных хоров были хорошо знакомы этим людям, что и обусловило достоверность деталей. Фотографии из архива Н.Бессонова (дар Г.И.Уваровой).

 

Афремов. Федя! Спишь?

 

Федя (поднимается). Не разговаривайте. Это степь, это десятый век, это не свобода, а воля... Теперь «Не вечерняя».

 

Цыган. Нельзя, Федор Васильевич. Теперь пусть Маша одна споёт.

 

Федя. Ну, ладно. А потом «Не вечерняя». (Опять ложится.)

 

Офицер. «Час роковой». Согласны?

 

Афремов. Пускай.

 

Офицер (к музыканту). Что ж, записали?

 

Музыкант. Невозможно. Всякий раз по-новому. И какая-то скáла иная. Вот тут. (Подзывает к цыганке, которая смотрит.) Это как? (Напевает.)

 

Цыганка. Да так и есть. Так чудесно.

 

Федя (поднимаясь). Не запишет. А запишет да в оперу всунет — все изгадит. Ну, Маша, валяй хоть «Час»! Бери гитару. (Встает, садится перед ней и смотрит ей в глаза.)

Маша поёт.

И это хорошо. Ай да Маша. Ну, теперь «Не вечерняя».

 

Афремов. Нет, постой. Прежде мою, похоронную.

 

Офицер. Отчего похоронную?

 

Афремов. А это оттого, что когда я умру... понимаешь, умру, в гробу буду лежать, придут цыгане... понимаешь? Так жене завещаю. И запоют «Шэл мэ вèрста», — так я из гроба вскочу,— понимаешь? (Музыканту.) Вот что запиши. Ну, катай.

Цыгане поют.

А, каково. Ну — «Размолодчики мои».

 

Поют. Афремов делает выходку. Цыгане улыбаются и, продолжая петь, хлопают.

Афремов садится. Песня кончается.

 

Цыган. Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган.

 

Федя. Ну, теперь — «Не вечернюю».

 

 

Явление второе.

 

Те же. Входит цыган.

 

 

Цыган (к Феде). Вас барин спрашивает.

 

Федя. Какой барин?

 

Цыган. Не знаю. Одет хорошо. Соболья шуба.

 

Федя. Барарай? Ну что же, зови.

 

 

Явление третье.

 

Те же, без цыгана.

 

 

Афремов. Кто ж это к тебе сюда?

 

Федя. А чёрт его знает. Кому до меня дело? (Встаёт, шатаясь.)

 

Маша уходит и что-то говорит по-цыгански с своими.

 

 

Явление четвёртое.

 

Те же, без Маши. Входит Каренин. Оглядывается.

 

 

Федя. А, Виктóр. Вот кого не ждал. Раздевайся. Каким ветром тебя сюда занесло? Ну, садись. Слушай, Виктóр, «Не вечерняя».

Цыгане поют.

Вот это она. Вот это она. Удивительно, и где же делается то всё, что тут высказано? Ах, хорошо. И зачем может человек доходить до этого восторга, а нельзя продолжать его?

 

Музыкант (записывает). Да, очень оригинально.

 

Федя. Не оригинально, а это настоящее...

 

Афремов. Ну, чавалы, вы отдохните. (Берёт гитару и подсаживается к Кате.)

 

Музыкант. В сущности, оно просто, но только ритм.

 

Каренин. Je voudrais vous parler sans témoins*.

* Я хотел бы говорить с тобой без свидетелей (франц.).

 

Федя. О чём?

 

Каренин. Je viens de chez vous. Votre femme m'a chargé de cette lettre, et puis...*

* Я сейчас от вас. Твоя жена поручила мне это письмо и потом... (франц.).

 

Федя (берёт письмо, читает, хмурится, потом ласково улыбается). Послушай, Каренин, ты ведь знаешь, что в этом письме?

 

Каренин. Знаю. И хочу сказать...

 

Федя. Постой, постой. Ты, пожалуйста, не думай, что я пьян и мои слова невменяемы, то есть я невменяем. Я пьян, но в этом деле вижу всё ясно. Ну, что же тебе поручено сказать?

 

Каренин. Мне поручено найти тебя и сказать тебе, что она... ждет тебя. Просит тебя всё забыть и вернуться.

 

Федя (слушает молча, глядя ему в лицо). Я всё-таки не понимаю, почему ты?

 

Каренин. Лизавета Андреевна прислала за мной и просила меня...

 

Федя. Так...

 

Каренин. Но я не столько от имени твоей жены, сколько сам от себя прошу тебя: поедем домой.

 

Федя. Ты лучше меня. Какой вздор! Лучше меня нетрудно быть. Я негодяй, а ты хороший, хороший человек. И от этого самого я не изменю своего решения. И не от этого. А просто не могу и не хочу. Ну как я поеду?

 

Каренин. Поедем теперь ко мне. Я скажу, что ты вернёшься, и завтра...

 

Федя. А завтра что? Всё буду я — я, а она — она. Нет. (Подходит к столу и пьет.) Зуб лучше сразу выдернуть. Я ведь говорил, что если я опять не сдержу слова, то чтобы она бросила меня. Я не сдержал и кончено.

 

Каренин. Для тебя, но не для неё.

 

Федя. Удивительно, что ты заботишься о том, чтобы наш брак был не нарушен.

 

Каренин хочет что-то сказать. Входит Маша.
 

 

Явление пятое.

 

Те же и Маша. Потом цыгане.

 

 

Федя (перебивает его). Ты послушай, ты послушай. Маша, спой.

 

Цыгане сходятся.

 

Маша (шёпотом). Повеличать бы.

 

Федя (смеётся). Величать: Виктор сударь Михайлович...

 

Цыгане поют.

 

Каренин (сконфуженно слушает, потом спрашивает). Сколько дать?

 

Федя. Ну, дай двадцать пять.

 

Каренин даёт.

 

 

Явление девятое.

 

Те же, без Каренина.

 

 

Федя. Чудесно! Теперь «Лён». (Оглядывается.) Удрал Каренин. Ну, чёрт с ним.

Цыгане разбредаются.

(Махает рукой, подходит к Маше, садится на диван рядом с ней.) Ах, Маша, Маша, как ты мне разворачиваешь нутро всё.

 

Маша. Ну, а что я вас просила...

 

Федя. Что? Денег? (Вынимает из кармана штанов.) Ну что же, возьми.

 

Маша смеётся, берет деньги и прячет в пазуху.

 

Федя (цыганам). Вот и разберись тут. Мне открывает небо, а сама на душки просит. Ведь ты ни черта не понимаешь того, что ты сама делаешь.

 

Маша. Как не понимать. Я понимаю, что кого люблю, для того и стараюсь и пою лучше.

 

Федя. А меня любишь?

 

Маша. Видно, что люблю.

 

Федя. Удивительно. (Целует её.)

Цыгане и цыганки уходят. Остаются парочки: Федя с Машей, Афремов с Катей, офицер с Гашей. Музыкант пишет, цыган перебирает вальс на гитаре.

Ведь я женат, а тебе хор не велит. Хорошо тебе?

 

Маша. Разумеется, хорошо, когда хорошие гости. И нам весело.

 

Федя. Ты знаешь, кто это?

 

Маша. Слышала фамилию.

 

Федя. Это превосходный человек. Он приезжал звать меня домой к жене. Она меня, дурака, любит, а я вот что делаю.

 

Маша. Что же, это нехорошо. Надо к ней ехать. Надо её пожалеть.

 

Федя. Ты думаешь, надо? А я думаю, не надо.

 

Маша. Известно, коли не любишь, так и не надо. Только любовь дорога.

 

Федя. А ты почем знаешь?

 

Маша. Должно, знаю.

 

Федя. Ну, поцелуй меня. Чавалы! Еще «Лён», и тогда шабаш.

Начинают петь.

Ах, хорошо! Кабы только не просыпаться. Так и помереть.

 

 

Занавес

Живой труп

Спектакль Ленинградского театра драмы им. А.С.Пушкина. 1952 г. Киностудия Ленфильм.

В ролях: Николай Константинович Симонов (в роли Феди Протасова), Ольга Яковлевна Лебзак (в роли Маши), Сергей Александрович Сорокин (глава цыганского хора), Александр Дубенский (в роли Каренина) и др.

Режиссёры спектакля — В.П.Кожич, А.Н.Даусон.

Режиссёр фильма — В.Венгеров. 

 

Эпизод 1. Звучат песни: «Кон авэла», «В час роковой», «Шэл мэ вэрсты».

 

смотреть

Живой труп

Спектакль Ленинградского театра драмы им. А.С.Пушкина. 1952 г. Киностудия Ленфильм. 

 

Эпизод 2. Звучат песни: «Сосница», «Не вечерняя».

 

смотреть

Живой труп

Спектакль Ленинградского театра драмы им. А.С.Пушкина. 1952 г. Киностудия Ленфильм. 

 

Эпизод 3. Звучат песни: «За дружеской беседою», «Лён», «Снова слышу голос твой».

 

смотреть

Цыганские эпизоды из фильма «Живой труп». (1968 год. «Ленфильм». Реж. Владимир Венгеров. В ролях: А.Баталов, О.Басилашвили, С.Тома и артисты цыганской эстрады).

 

смотреть


 

 

Вернуться в раздел Проза и поэзия